Пресс-центр

СМИ о нас

Запаздывающая модернизация

Oil&gasEurasia, февраль 2014 года

Новая нефть для России сегодня — это свежий приток валюты для пополнения бюджета и поддержки национальной экономики. В то же время, увеличение нефтедобычи во многом зависит от обновления бурового парка. НГЕ изучил российский рынок бурения, чтобы понять, как быстро буровые подрядчики смогут модернизировать собственные флоты и выполнить поставленную задачу по динамичному наращиванию добычи «черного золота».

Традиционно сильная зависимость российской экономики от нефтедолларов продолжается — по данным PFC Energy, в 2012 году торговля нефтью и газом принесла стране 52% доходов в федеральный бюджет и 70% доходов от экспорта. Столь существенные поступления в госказну за счет реализации углеводородов зарубежным покупателям были бы невозможны без стабильного роста добычи сырья, который в последние годы раз за разом регулярно бьет рекорды постсоветской эпохи. 2013 год не стал исключением — российские нефтяные компании увеличили добычу на 1%, выкачав 523,3 млн т сырья (10,51 млн баррелей в сутки), что является новым рекордом за 22-летний период, прошедший с момента распада СССР. Благодаря прошлогоднему росту нефтедобычи России смогла отобрать у Саудовской Аравии титул крупнейшего производителя нефти в мире, но еще более важно, что этот рост был зафиксирован на фоне падения добычи газа в самой большой стране мира, продолжающегося уже второй год кряду.

Новые успехи нефтяной отрасли России порождают и новые амбиции: согласно прогнозу экспертов Торгово-промышленной палаты России, к 2018 году добыча нефти в стране должна достичь отметки в 550 млн т в год. Иными словами, ежегодный прирост добычи в указанный период должен составить примерно 6,7 млн т. Не секрет, что рост добычи во многом зависит от более эффективного, более производительного бурения. В прошлом году новым лидером в секторе бурения стала крупнейшая нефтяная госкомпания «Роснефть», сместившая с первой строчки долголетнего бурового чемпиона, «Сургутнефтегаз» (Рис. 1). На лидерские позиции «Роснефть» вырвалась благодаря прошлогодней покупке другого нефтяного гиганта, TНK-BP, в рамках самого крупного поглощения в истории российской нефтегазовой отрасли — приобретение ТНК-ВР обошлось компании Игоря Сечина в $55 млрд. В результате интеграции показателей по бурению бывшей ТНК-ВР, «Роснефть» автоматически стала первой среди российских ВИНК по объемам бурения.

Старые станки сдерживают потенциальный рост добычи

Новые цели, несомненно, представляют вызов для нефтяников, но пока что без ответа остается вопрос: смогут ли буровые подрядчики и компании-операторы оправдать ожидания и добиться искомых показателей? Мнения разнятся, но факт остается фактом: российский буровой флот на три четверти состоит из станков, выпущенных 20 и более лет назад, а его модернизация ведется довольно вяло.

«Добиться роста добычи можно за счет запуска новых месторождений. В основном это проекты „Роснефти“, бывшей ТНК-ВР и „Газпром нефти“, — считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. — Вопрос в другом: смогут ли крупнейшие нефтяные компании удерживать добычу на старых месторождениях в Западной Сибири? Пока мы видим по отчетам, что им это удается. Та же „Роснефть“ смогла стабилизировать добычу на объектах бывшей ТНК-ВР, к примеру, на том же Самотлоре ее падение за последний квартал было минимальным. Хотя до него спад добычи иногда составлял и до 6% в год. То же самое удается сделать и „ЛУКОЙЛу“. Если на протяжении ближайших трех лет добычу удастся стабилизировать, то такой рост возможен, хотя труднодостижим».

«Большая часть буровых установок, на которых работают российские предприятия, выпущены в период с 1987 по 1992 годы, имеют большой срок эксплуатации, ограниченный предельным возрастом 25 лет, который закончится в течение последующих 3-4 лет», — рассказал НГЕ Азад Бабаев, председатель совета директоров холдинга «РУ-Энерджи Групп», владеющего буровым подрядчиком «Сибирская буровая компания» (СБК).

По словам Бабаева, если сегодня не принять меры по обновлению имеющейся техники, то через 3-4 года парк российских буровых установок кратно уменьшится, что приведет к еще большему сокращению доли российских компаний на отечественном рынке, в результате чего доля зарубежных компаний продолжит расти.

«Купить новую буровую установку — это достаточно дорогое удовольствие. Сегодня новая установка типа БУ-5000, БУ-4000 может стоить не менее 700 млн рублей в полной комплектации, как минимум. Поэтому сделать обновление оборудования буровой подрядчик вряд ли сможет собственными силами. В сложившейся ситуации огромную роль будет играть поддержка государства. В противном случае российские буровики и производители бурового оборудования могут проиграть конкурентную борьбу иностранным компаниям», — продолжил Бабаев, добавив, что нефтяные компании тоже должны поработать над тем, чтобы рыночная цена буровых услуг содержала в себе инвестиционную составляющую на модернизацию и обновление буровых установок, повышение технического и технологического уровня буровых услуг.

Тем временем, СБК, чей буровой парк сегодня насчитывает более 70 единиц, продолжает вкладывать в модернизацию своей техники: в прошлом году компания потратила 2,3 млрд рублей (примерно $66 млн) на приобретение 20 комплектов насосов F-1600 L с частотным регулируемым приводом, 10 систем очистки бурового раствора Derrick, системы верхнего привода Canrig 6027 и Bentec TD 275.

«В силу ряда причин я думаю, что прогноз по увеличению нефтедобычи примерно на 7 млн т в год чересчур оптимистичен, — рассказал НГЕ источник в отрасли. — Объемы разведочного бурения недостаточно высоки, запасы нефти на „браунфилдах“ практически заканчиваются, и рост возможен лишь за счет освоения новых месторождений, которые, как правило расположены в регионах, где отсутствует инфраструктура. Поэтому я сомневаюсь, что нефтяникам удастся достичь намеченных показателей».

Многое будет зависеть от темпов модернизации бурового флота. Решение этой задачи дополнительно усложняется ограниченным потенциалом по производству станков внутри страны, а также высокими таможенными пошлинами на импорт зарубежного оборудования.

«Предположительно, от 50% до 70% флота устарело. Если положим, что в России сегодня работает примерно 700-800 буровых установок, и лишь 20-30% из них — современные, новые станки, то порядка 560 установок нужно заменить в течение четырех лет. Учитывая текущие темпы производства оборудования на российских заводах, это не представляется возможным. У „Уралмаша“ был большой спад, теперь там выпускают приблизительно 30 единиц техники в год, работа кипит, но, тем не менее, наверстать упущенное будет очень трудно», — добавляет источник НГЕ.

«Уралмаш» действительно наращивает объемы производства буровых станков, получившего мощную финансовую инъекцию после приобретения компании в 2010 году «Газпромбанком». С тех пор дела у екатеринбургского гиганта российского машиностроения стремительно пошли в гору. Крупнейший производитель буровых в советское время, «Уралмаш» был на грани полной остановки в нестабильные 90-е, но сегодня перед заводом открываются совсем иные перспективы на фоне регулярно поступающих заказов на новую технику. С 2010 года список клиентов стабильно расширяется и сегодня включает в себя целый ряд крупных игроков на рынке, таких как «Газпром бурение», «РН-Бурение», «Инвестгеосервис», ОБК, СБК, «Удмуртнефть-Бурение», БКЕ, Группа ЕRIELL, ССК, «Белоруснефть», «Туркменнефть», «Туркменгаз» и Contest Oil. «В адрес этих и других заказчиков нами отгружено уже около 90 комплектов современных высокоэффективных буровых установок и наборов бурового оборудования», — рассказал в январе в интервью московской газете «Промышленный еженедельник» первый заместитель «Уралмаш НГО Холдинг» Виталий Стешин.

По его словам, на стадии завершения сегодня находятся проекты по производству одной буровой установки для «Интегра Бурение», четырех — для «Газпром бурение», пяти — по заказу «ВТБ-Лизинга» и еще четырех — для «РН-Бурение».

Пытаясь удовлетворить растущий спрос на новую технику, в «Уралмаше» запустили программу опережающего запуска, в рамках которой наиболее популярные среди покупателей модели станков выпускают еще до фактического поступления заказов. Как рассказал Стешин, «Уралмаш» уже запустил в производство сразу 22 буровых установки, включая такие модели как БУ 5000/320 ЭК-БМЧ, БУ 6000/400 ЭК-БМЧ и МБУ 2500/160 Д (K) — мобильная буровая установка грузоподъемностью 160 т, с возможностью кустового бурения. Большинство из них появятся на рынке в последнем квартале 2014 года, добавил руководитель.

«Как показывает практика, буровым компаниям нередко нужны буровые в режиме „срочно“. Кроме того, мы с таким подходом не только помогаем им ускорить начало работ, но и значительно сэкономить за счет куда более коротких сроков финансирования», — пояснил Стешин.

По его словам, екатеринбургский холдинг планирует увеличить объем производства и к 2015 году выпускать ежегодно не менее 50 буровых установок.

Китайская экспансия

В последние годы мировой рынок бурового оборудования был буквально наводнен недорогими станками китайского производства, а в сфере интересов производителей техники из Поднебесной оказалась и Россия. И пока на российских заводах выпускается менее 100 установок в год, у китайских поставщиков есть неплохой шанс завоевать долю этого рынка. Один из заметных китайских игроков — компания Honghua International, быстроразвивающийся производитель нефтепромыслового оборудования.

«Одним из совладельцев Honghua является [базирующаяся в Хьюстоне] Nabors Industries. Следовательно, имела место передача технологий из США китайским специалистам. Компания выпускает оборудование весьма добротного качества, с момента ее основания выпустила порядка 1000 единиц техники, — рассказывает источник НГЕ. — Так что если говорить об опыте, я думаю, они приобрели его довольно много. Honghua добилась успеха на российском рынке, хотя я не знаю в какой мере на их результаты влияет размер таможенной пошлины. Если кто-то решит потратить много денег и купить китайскую буровую установку, ему стоит съездить на завод в Китай и проконтролировать качество производства. Лишь таким образом можно быть уверенным в том, что получишь именно то, за что заплатил. В то же время я считаю, что Honghua выпускает хорошее оборудование по весьма конкурентным ценам. Но „с полки“ этот товар брать нельзя, равно как и забывать о необходимости контроля качества».

И все же, несмотря на усилия китайских производителей, рынок испытывает острый дефицит новой буровой техники, который вряд ли удастся ликвидировать в ближайшее время.

«Ожидается рост добычи нефти по новым проектам, и мы вполне можем продолжить наращивать этот потенциал. Что же касается обновления парка буровых установок, то я не вижу, что этот процесс можно полностью завершить до 2020 года, — считает аналитик ИФД „Капиталъ“ Виталий Крюков. — Здесь многие вещи упираются в налоговые стимулы, должен быть реальный спрос на продукцию. Реализация новых проектов потребует тяжелые установки, и я думаю, что замещение будет идти, но не такими быстрыми темпами как хотелось бы».

По мнению Максима Тамочкина, коммерческого директора по бурению и зарезке боковых стволов, Weatherford Россия, цена услуг по бурению в условиях инфляции не растет, более того, она снижается, что приводит к дефициту буровых установок и замедлению технического развития этого вида сервисных услуг в России.

«К сложностям стоит отнести текучесть кадров, низкие суточные ставки буровых подрядчиков, а также нежелание заказчиков софинансировать модернизацию бурового парка привлекаемых подрядчиков», — рассказал Тамочкин НГЕ, добавив, что спрос на буровые услуги в России явно превышает возможности буровых предприятий, а его основным генератором является стабильно высокая цена на нефть.

Несмотря на эти трудности, сервисные компании и буровые подрядчики продолжают вкладывать средства в новое оборудование. ООО «Газпром бурение» в прошлом году приобрело и ввело в эксплуатацию 16 буровых установок, включая Bentec HR-5000 AC, станки российского производства БУ-5000/320 ЭК-БМ (Ч) и БУ-3000/200 ЭК-БМ (Ч), а также китайские установки ZJ-30. В процессе поставки находится восемь установок, а пять станков было модернизировано. «Всего за три года были приобретены 24 буровые установки нового поколения», — говорит первый заместитель генерального директора по производству Эдуард Бывальд. В числе крупнейших успехов компании в ушедшем году он выделил бурение первой добывающей скважины с морской ледостойкой нефтедобывающей платформы «Приразломная» в Печорском море. В начале 2014 года компания планирует пробурить еще две скважины. Кроме того, «Газпром бурение» успешно закончило строительство четырех глубоких эксплуатационных скважин с большим отходом от вертикали на Термокарстовом нефтегазоконденсатном месторождении для ЗАО «Тернефтегаз», совместного предприятия «НОВАТЭКа» и французской Тоtal. Буровики филиала «Уренгой бурение» в течение шести месяцев пробурили четыре скважины, включая скважину глубиной 5240 м с отходом от вертикали 3603 м и открытым горизонтальным участком 2024 м.

Weatherford также обновил свой буровой флот в 2013 году: были приобретены три буровые установки ZJ-30, проведена глубокая модернизация трех отечественных буровых БУ-3000 ЭУК. Группа ERIELL, чей парк сегодня превышает 60 единиц буровой техники, ввела в эксплуатацию четыре новых БУ Уралмаш 5000/320 ЭК-БМЧ грузоподъемностью 320 т в Ново-Уренгойском филиале, две буровые установки ZJ50DBS и две мобильные буровые установки MR-I-ER225, эксплуатируемые самарским филиалом в проекте «Газпромнефть-Оренбург».

«В 2014 году будут увеличены производственные мощности в ЯНАО с привлечением еще двух МБУ производства Турции и одной большой БУ с законченного проекта в Болгарии», — поделился планами компании с НГЕ исполнительный директор Группы ERIELL Виталий Докунихин.

Пытаясь сохранить свои позиции на внутреннем рынке, российские буровые подрядчики параллельно стремятся выйти на рынки зарубежные. Так, «Газпром бурение» недавно стала первой отечественной компанией, прошедшей предквалификацию в крупнейшей нефтекомпании мира Saudi Aramco, что позволит ей принимать участие в тендерах по строительству скважин на территории Саудовской Аравии и ряде других стран Персидского залива. Группа ERIELL пробурила и получила газ на четырех скважинах в Бангладеш, а также подписала контракт с «Зарубежнефтью» на строительство шести паронагнетательных добывающих скважин на месторождении Бока де Харуко на Кубе.

Иностранцы локализуют производство

На фоне растущего спроса на буровые установки и высоких пошлин, сдерживающих импорт новой техники, выходом из положения может стать локализация иностранными компаниями производства буровых станков. После долголетних раздумий именно на такой шаг решилась американская компания NOV, один из ведущих мировых производителей нефтепромыслового оборудования: в декабре прошлого года NOV начала строительство завода по выпуску буровых установок в Костромской области (подробности проекта — в интервью с гендиректором компании Энтони Кроуфордом, стр. ХХ-ХХ), который планируется сдать в эксплуатацию к концу марта 2015 года. Первопроходцем в этом направлении стал немецкий производитель бурового оборудования Bentec, построивший завод в Тюмени, на котором первый станок был выпущен в 2012 году.

«В середине 2013 года произошло знаковое событие — отгружена буровая установка эшелонного типа грузоподъемностью 320 т для российского заказчика — компании „Газпром бурение“. Заказ выполнен в предельно короткие сроки — менее чем за полгода, буровая установка смонтирована и введена в эксплуатацию», — говорит Олег Федоровских, генеральный директор Bentec Drilling and Oilfield Systems.

По словам руководителя, компания также поставила клиентам несколько комплектов систем верхнего привода грузоподъемностью от 275 до 500 т, которые эксплуатируются как в России, так и в Азербайджане и Белоруссии. «В компании создана служба сервиса, состоящая из нескольких десятков высококвалифицированных русскоговорящих сервисных инженеров, действует горячая линия по поддержке наших заказчиков, функционирует склад запасных частей для оперативной доставки деталей и компонентов бурового оборудования на месторождения», — добавил Федоровских.

По его словам, проектная мощность завода в Тюмени составляет четыре-пять полнокомплектных буровых установок в год или 10 станков с учетом кооперации. «В 2013 году у нас в работе было четыре буровых установки, в конце года получили заказ на еще одну буровую установку Arctic Rig Cluster Slider грузоподъемностью 320 т», — сказал он, добавив, что в ближайших планах компании — получение заказа еще на один станок.

Боян Шоч

Oil&gasEurasia (pdf, 0,5 МБ)